Система взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ) функционирует с 1 января 1993 года.
Создана:
-
вследствие децентрализации, демонополизации, дерегулирования экономики страны и отрасли;
- по инициативе ведущих перевозчиков и агентств России и стран СНГ с регулирующими воздействиями со стороны авиационных властей России (1992 и последующие годы) при активной поддержке АЭВТ и МАК;
- в уникально короткие сроки - один год;
- по аналогии с ASP ARC (USA) и BSP IATA.
Департаментом воздушного транспорта (ДВТ) Минтранса России в течение 1992 года были выпущены следующие приказы и указания:
Настоящий приказ предписывал предприятиям воздушного транспорта приступить на основе новых технологий с 01 октября 1992 года к переходу на систему прямых расчетов с агентствами воздушных сообщений по выручке от продажи пассажирских и грузовых перевозок и взаиморасчеты за коммерческое и техническое обслуживание в аэропортах. Был определен генеральный заказчик системы взаиморасчетов - госпредприятие «Главагентство ГА».
Настоящее указание вводило в действие с 15 сентября 1992 года («в опытном порядке») «Временную технологию оформления и передачи перевозочных документов из аэропорта авиаперевозчику».
Настоящее указание предписывало принять к руководству агентствам воздушных сообщений «Правила оформления перевозочных документов в условиях прямых расчетов по выручке (временные)», а также осуществить доработку АС «Сирена-2» и внедрение доработок в соответствии с правилами для "системы взаиморасчетов".
Настоящее указание определяло основополагающие принципы организации функционирования системы взаиморасчетов, в числе которых – необходимость заключения «Генерального договора по взаиморасчетам участникам транспортного процесса между авиакомпаниями, агентствами, аэропортами и органами УВД Российской Федерации, государств СНГ, Балтии и Грузии». Главагентству ГА в этом же указании поручалось создание Клиринговой палаты авиакомпаний (КПА), российский Центр взаиморасчетов по выручке (РосЦВВ), Центра информационного обеспечения (в будущем – Центра расписания и тарифов, ЦРТ) «для регистрации, оповещения и ведения тарифов; координации и оперативной корректировки разрабатываемых авиакомпаниями расписаний движения самолетов; назначения кодов». Данным указанием руководителям авиакомпаний предписывалось также создать собственные Центры взаиморасчетов по выручке и за оказанные услуги (ЦВР), открыть субсчета в Клиринг-банке (филиале Уникомбанка «Авиасервис» в г. Москве), а агентствам – подразделения по обработке первичной документации для обеспечения функционирования взаиморасчетов по выручке, заключить договоры с КПА и Клиринг-банком по перечислению выручки, а с РосЦВВ – по информационному взаимодействию. Аэропорты и центры УВД должны были выставлять через КПА требования авиакомпаниям по оплате услуг и заправку топливом (авиаГСМ) и осуществлять контроль за их оплатой.
Настоящий приказ, выпущенный 30 декабря 1992 года, обязывал руководителей авиапредприятий - перевозчиков, самостоятельных аэропортов и агентств воздушных сообщений Российской Федерации «перейти с 1 января 1993 года на прямые расчеты по выручке и за оказанные услуги в соответствии с ранее выпущенными приказами и указаниями ДВТ, разработанными и доведенными до всех участников авиатранспортного процесса нормативными и технологическими документами, дополнениями и изменениями к ним». Приказ также предписывал авиапредприятиям «представить до 15 января 1993 года кандидатуры в Наблюдательный Совет по системе взаиморасчетов», отменял действие приказа МГА СССР от 21.03.91 № 61 «О совершенствовании системы начисления доходов», поручал заместителю директора ДВТ Минтранса России «организовать работу по формированию механизма проведения взаиморасчетов между авиаперевозчиками Российской Федерации и государств СНГ, Балтии и Грузии».